THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Школьный дневник считается основным документом ученика. Дневник является объектом внутришкольного контроля, поэтому все записи в нем носят официальный характер. Учитель может записывать в дневник:

  • информацию об участии ребенка в общешкольных мероприятиях;
  • замечания относительно поведения или старательности ученика;
  • благодарности;
  • поздравления с праздниками или победой ребенка на олимпиаде или в конкурсе;
  • объявления;
  • приглашения;
  • рекомендации;
  • предупреждения;
  • извещения о предстоящей совместной деятельности;

Первым «плюсом» такого способа общения является то, что родители обязаны регулярно просматривать страницы дневника и знакомиться со всей представленной информацией. Родители ставят свою подпись в дневнике в подтверждение с ознакомлением с информацией.

Учитель может попросить родителей подписывать все важные сообщения. Таким образом, он получит свидетельство того, что мама и папа в курсе главных школьных событий. Это является важным преимуществом использования дневника для связи с родителями — официальное доказательство того, что известие доставлено адресату. Тем более, записи сохраняются в течение всего учебного года.

К недостаткам такого способа общения относится:

  • Отсутствие оперативности — ребенок может забыть показать дневник родителям или оставит его дома. Также родители не всегда сразу же обращают внимание на записи в дневнике.
  • Большие временные затраты — в основном все сообщения учитель пишет вручную, что может занять около получаса. Иногда, если информация носит общий характер, сообщение можно распечатать и вклеить на страницы дневника, однако это тоже займет некоторое время.
  • Отсутствие конфиденциальности — дневник не является сугубо личной вещью и его содержимое может прочесть зауч, директор, учитель-предметник, другие ученики и т.д. Поэтому посредством дневника нельзя передавать информацию, носящую индивидуальный характер.

В электронных журналах есть возможность оставлять личные сообщения родителям, комментировать оценки. Отдельные системы информируют родителей о таких активностях на смс.

Родительское собрание

Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является . Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса или школы.

Его достоинствами являются:

  • непосредственное участие родителей в школьных делах;
  • сплочение родительского коллектива;
  • организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;
  • проведение дискуссии для принятия общего решения;
  • возможность пригласить различных специалистов для выступления на собрании;
  • использование всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • ход собрания и все итоговые решения ;
  • передается информация разного характера.

К недостаткам относится:

  • необходимость длительной и серьезной ;
  • возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;
  • недостаточная частота проведения — собрание организуется примерно один-два раза в месяц, поэтому для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит;
  • необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.

Информационный стенд

Информационный стенд является традиционным способом трансляции сообщений родителям. Обычно на нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Такая форма связи носит формальный характер и имеет всего лишь пару положительных сторон:

  • можно передать большой объем информации;
  • родители имеют достаточный запас времени для ознакомления с информацией.

Школьный сайт

Еще одним официальным способом поддерживания связи с родителями является передача информации путем размещения ее на страницах сайта школы. В наше время практически каждое образовательное учреждение имеет свою веб-страницу. К преимуществам этого средства общения относятся такие моменты:

  • через сайт можно передавать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;
  • для размещения записи не требуется много времени.

Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:

  • обычно на сайтах размещается информация общешкольного значения;
  • учитель не всегда имеет доступ к администрированию сайта;
  • не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;
  • информация сайта находится в свободном доступе для каждого, поэтому возможность личного общения отсутствует.

Организация сообщества в соцсетях

Для организации классного сообщества в соцсетях (на базе «Одноклассники», «В контакте» и т.д.) необходимо создать группу с ограниченным доступом и предложить всем родителям зарегистрироваться в данном сообществе и подать заявку на вступление в группу. Подобное сообщество можно создать и на основе файловых хостингов, предназначенных для хранения данных типа , однако оно будет обладать более ограниченными возможностями относительно оперативности общения.

Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К его положительным сторонам также относится:

  • размещаемые сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
  • можно вести дискуссию;
  • ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
  • можно выкладывать видео и фото;
  • высокая скорость доставки информации.
  • необходимость постоянно мониторить записи в группе;
  • неофициальный статус такого общения;
  • отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
  • невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, однако это можно сделать путем отправки личного сообщения.

Мобильные приложения

Схожими характеристиками обладают сообщества, созданные посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации такой связи с родителями необходимо предложить им установить на своих смартфонах соответствующее программное обеспечение и зарегистрировать их в группе.

Главные достоинства:

  • данный способ предоставляет максимальную оперативность по обмену информацией;
  • с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
  • высокая мобильность — используя фотокамеру телефона, можно делать фото или видео и сразу же выкладывать его в группе.

Связь посредством телефона

Можно поддерживать связь с родителями с помощью . Как правило, классный руководитель имеет список номеров родителей каждого ученика и в любой момент может связаться с ними. Однако такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации. К недостаткам можно отнести такие моменты:

  • звонок может оказаться несвоевременным, если абонент будет занят на работе или другими срочными делами — в таком случае информация может быть воспринята неадекватно;
  • индивидуальных характер связи — обзванивать придется каждого по отдельности;
  • отсутствие возможности коллективного общения;
  • денежные затраты.

С помощью мобильного телефона можно также организовать смс-рассылку сообщений, поскольку такая функция есть в каждом телефоне. При этом способе доступна только двусторонняя связь. Также к недостаткам такого способа связи следует отнести очень ограниченный объем передаваемой информации.

Электронная рассылка

Классному руководителю достаточно один раз ввести в строку рассылки адреса всех родителей и в дальнейшем письма будут отправляться одновременно на все ящики. При этом объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

Одним из самых значимых недостатков является отсутствие коллективной площадки для общения.

Родительский форум

Для организации родительского форума потребуется наличие специального веб-ресурса. В принципе, это может быть и школьный сайт, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Обычно такие форумы являются общедоступными и подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.

Личный блог учителя

Многие учителя ведут свои личные блоги и параллельно используют его для связи с родителями, обсуждения с ними многих вопросов, касающихся школьных проблем. Такой блог может быть создан на личном, общешкольном или тематическом сайте, где доступны такие функции.

Как правило, найти подобные блоги через поисковик в браузере довольно сложно, поэтому родителям нужно сообщить адрес ссылки и предложить стать постоянными подписчиками. В таком случае информация, размещенная в блоге, будет быстрее попадать в поле их зрения.

Skype

Одним из самых универсальных средств связи на данный момент является Skype — программа, которая обеспечивает:

  • звонки на телефон;
  • видеозвонки между абонентами Skype;
  • мгновенный обмен информацией;
  • групповую видеосвязь;
  • демонстрацию экрана вашего монитора с необходимой информацией.

Выбирая подходящий способ связи с родителями, можно остановиться на 2-3 вариантах, которые обеспечат разные формы общения:

  • официальное и неформальное;
  • вживую и на расстоянии;
  • коллективное и индивидуальное и т.д.

Не рекомендуется создавать несколько схожих по своему потенциалу групп, которые будут дублировать друг друга. Это приведет к путанице и снижению эффективности от их использования. Также в данном вопросе следует учитывать желания и возможности родителей, иначе они просто будут игнорировать все ваши попытки связаться с ними.

Общение воспитателя с родителями воспитанников

Консультация для педагогов

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Уважаемые педагоги, помните:

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Оксана Солодская
Общение педагога с родителями

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ .

Солодская Оксана Сергеевна,

ст. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Муниципальное образование Усть-Лабинский район, ст. Ладожская

телефон : 8(918) 953-88-35

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем.

Наблюдая за современными родителями мы выделили три категории родителей :

Равнодушные (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также забрать вечером). Например : «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят : «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду : играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и , сказав : «До свидания!» , уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются , не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать , что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» . Согласитесь картина получилась безрадостная.

Вторая категория родителей относится к конфликтным (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители , в большинстве своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Например : «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке» , «Воспитатель не слышит, что я ему говорю о своём ребёнке» . Такие родители находят любой повод для конфликта.

Третья категория родителей вообще не понимают зачем это нужно, заниматься воспитанием ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение , и обучение, и воспитание. Но на самом деле они глубоко заблуждаются.

Так же особые сложности проявляются в общении с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общественном деле воспитания ребёнка.

Хотя в законе Российской Федерации «Об образовании» говориться, что родители «…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

«За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим законом Российской Федерации и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Но есть родители , которых к сожалению очень мало, интересующиеся вопросами воспитания и обучения детей.

В исследовании Т. А. Даниловой изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга.

Оказалось, помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей , заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребёнка, а также в подготовке детей к школе.

А воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера, ещё они хотели бы использовать личные качества родителей , имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.

Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с детьми, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу ; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие.

Несовпадение запроса родителей и воспитателей приводит к возникновению трудностей в их взаимодействии друг с другом.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями . Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог , использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.

К сожалению в своём дошкольном учреждении мы тоже столкнулись с такой проблемой, как общение педагога с родителями .

Наши родители не проявляли никакой активности, мало кто интересовался жизнью ребёнка в детском саду, его развитием, воспитанием, обучением, в основном наблюдалось безразличие.

Общаясь с коллегами по данной теме у нас появилось множество вопросов : как эффективнее построить работу с родителями ? Как найти путь к сердцу родителей ? Как, о чём вести разговор с родителями , когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя? Из чего же складывается успех общения ? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения ?

Обсуждая с педагогами эту проблему , мы пришли к выводу, что ведущая роль в организации общении отводится воспитателю.

Часто ли мы демонстрируем родителям достижения ребёнка , его положительные качества, веру в его силы и способности? Кого из родителей не обрадуют положительные сдвиги в развитии ребёнка? Возможно, и педагог в такой позитивной роли будет восприниматься как равноправный партнёр в воспитании.

Для создания позитивного настроя, воспитатели нашего дошкольного учреждения подчёркивают позитивную мотивацию родителей , отмечают усилия, которые они прилагают для ребёнка. Например : «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребёнка эмоционально комфортную атмосферу»- говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятной. Так же педагоги , при общении с родителями акцентируют внимание на воспитательные задачи, которые родитель успешно решил , обращает внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия . Например : «Ваш авторитет для ребёнка очень велик» , «У вас с ребёнком прекрасный контакт, он вам очень доверяет» . Что ещё больше сближает родителей и педагогов в вопросах развития ребёнка.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям , что он видит в них партнеров, единомышленников.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии. Не использовать выражения типа «ваш Саша» , «ваш ребёнок» , подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.

Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями , например : «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».

Родители и педагоги должны иметь возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду?

Прежде всего, в часы приёма и ухода детей домой воспитатели в нашем дошкольном учреждении систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду. Так, наблюдая за общение воспитателя средней группы с родителями , я услышала как воспитатель рассказывала родителям о том , каких успехов сегодня добились дети : «Лёша сегодня научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобиться ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравиться накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот её работы», «Саша уступил сегодня игрушку Алёне. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения». Советовала как поддерживать интерес ребёнка, желание научиться чему-то новому, добиваться своих целей.

Утром, родительнице , которая не вовремя приводила ребёнка в детский сад, тем самым нарушая режим, она тактично сказала :«Пожалуйста, приводите Юлю утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье».

Было заметно, что постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, всё чаще они стали останавливаться у стенда «Для Вас, родители » и интересоваться жизнью ребят в детском саду.

Педагоги нашего детского сада серьёзное внимание уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях» . Так воспитатели старших групп помещали следующую информацию : «На этой неделе учили с детьми стихотворение М. Волошин «Осенью» . Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают Юля П., Лёша А., Ярослав З., Полина Г. Попросите детей дома прочитать это стихотворение», или : «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к

Сила народа - в его интелли­ генции.

А. П. Чехов

Считаем уместным поговорить и на эту тему, так как повсеме­стно наблюдаем вопиющую бестактность и бескультурье в диалоге Педагогов и родителей учащихся. Прежде всего учитель должен хорошо усвоить, что в школу родители учащихся не вызываются, а приглашаются (до сих пор по традиции, выработанной в советское Время, людей вызывают у нас в милицию, органы государственной безопасности, прокуратуры, судопроизводства, налоговую инспек­цию и кожно-венерологические диспансеры, причем в штампе по-

вестки обычно содержится угроза в случае неявки доставить адре­сат «приводом»). Школа - центр знаний и культуры. Поэтому стиль общения должен быть подобающим.

Необходимо заранее запомнить имя и отчество тех лиц, кото­рых вы приглашаете, что нетрудно сделать, заглянув в классный журнал. Итак, в школу пришел приглашенный родитель. Вы ни­когда не найдете в нем своего помощника, если начнете с обличе­ния его ребенка, а тем более - с упреков или угроз передать дело на ученика в другую инстанцию (например, директору школы или, тем более, в детскую комнату милиции). Разговор с родителями учащихся следует начать:

    с приветствия, обращаясь по имени-отчеству;

    с ни к чему не обязывающих фраз о погоде, здоровье или их настроении;

    с извинения за беспокойство по поводу приглашения;

    с похвалы детей, рассказа об их позитивных качествах, об уникальности ребенка, о том, что он «самый-самый...»;

С того, что иногда и их ребенку свойственны «слабости».

И только после этого можно постепенно перейти к заплани­рованной сути разговора. Ищите в родителе помощника, советчи­ка, говорите им, что вы озабочены, а не возмущены.

Общеизвестно, что ничто так не разлучает людей, как экран телевизора, и ничто так не сближает, как совместное чаепитие. Большинство педагогов имеют при учебных кабинетах лаборантс­кие комнаты или своеобразные уголки быта, где всегда есть воз­можность вскипятить чай. Начинайте разговор с приглашенным только с чаепития. Пусть человек немного отдохнет с дороги, при­дет в себя, снимет стресс от ожидания неприятного разговора. Он проникнется к вам симпатией и доверием, если вы начнете прием с неофициальных нот, да еще со стакана чая.

В процессе общения старайтесь придерживаться рекоменда­ций, изложенных в разделе 2.3. Будьте открытым к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. При общении займите пози­цию на дистанции 1,2-1,5 метра. Большая дистанция как бы отда­ляет вас от посетителя, меньшая может вызвать у него дискомфорт из-за взаимного наложения биоэнергетических полей. Ваше вни­мание к собеседнику должно быть и физическим. Располагайтесь лицом к нему, смотрите ему в глаза. Ведите общение так, чтобы ваши позы, жесты и мимика подкрепляли ваши слова. Создавайте такую обстановку, чтобы собеседник чувствовал себя свободно и раскованно.

Демонстрируйте ваш интерес и доверие к приглашенному че­ловеку. Дайте и ему возможность полностью изложить свою точку Зрения. Не перебивайте собеседника. При беседе сидите свобод­но, слегка наклонив голову, что подчеркивает особое внимание к партнеру.

Общение с родителями учащихся, как и урок, имеет ярко вы­раженные три структурные части: приветствие, диалог, заключе­ние. При прощании с приглашенным на беседу родителем:

    пригласите его вновь на будущее;

    выразите надежду на дальнейшее педагогическое сотруд­ничество;

    извинитесь за то, что были вынуждены оторвать его от повседневных забот;

    проводите до ближайшей лестницы или до выхода из зда­ния школы.

Если вы соблюли этот незамысловатый этикет, не сомневай­тесь - успех в педагогическом сотрудничестве с родителями обес­печен. Сегодняшний день настоятельно требует усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Учитель должен знать родителей сво­их учеников не только по анкетным данным. Он должен знать об особенностях домашней жизни учеников, о характере взаимоот­ношений в семье, об отношении родителей к успехам или неуда­чам детей в школе, кружке, секции, знать притязания родителей и их ориентацию относительно будущего ребенка.

Надо помнить, что любовь к детям делает взгляды родителей на поступки и требования учителей субъективными. Многие тре­бования вызывают у них недовольство учителем, а если в чем-то была допущена бестактность, то и к школе.

Учителю надо так построить свои взаимоотношения с родите­лями, чтобы снять все негативное в их оценке учителя и школы, направить их любовь, нежность, заботу о своих детях на реализа­цию требований школы.

По мере взросления детей активность родителей падает, они Почти не посещают собрания, на которые их приглашают. Как пра­вило, учитель делит таких родителей на две категории:

    безразличные к судьбе детей;

    сверхзанятые на работе.

Доля правды в таких рассуждениях есть, но... проанализируй­те, как проходят собрания, что вы говорите. Получают ли родите­ли от вас необходимую, желательную для них информацию о

Иногда педагог робеет перед возрастом и должностным поло­жением родителей, не умеет вести беседу светского характера. А контакт возникает как раз в отвлеченной беседе, и эта беседа мо­жет дать учителю гораздо большую информацию, чем беседа стро­го на «школьную» тему. Эффективно общение учителя с родителя­ми в домашней обстановке, если, конечно, визит оговорен заранее и не вызывает отрицательных эмоций: «Что еще натворил?».

Не стремитесь в разговоре сразу же выложить все претензии. Это вызовет у родителей раздражение не только ребенком, но и вами. Проявите максимум осторожности. Выясните взгляды роди­телей на проблемы воспитания, их оценки, требования, пожела­ния. Старайтесь как можно больше получить информации о ре­бенке от родителей: его окружение, режим дня, привычки, особенности характера и взаимоотношений со старшими. Беседа, в которой преобладают вопрос, просьба, совет, психологически пре­красно воспринимается родителями. Они поймут, что вы заинте­ресованы в результатах работы именно с их ребенком. У них по­явится желание вам помочь, они будут работать на вас и настраивать на адекватное отношение к вам своего ребенка. Если появилась необходимость дать совет, рекомендацию, никогда не делайте этого в категорической, безапелляционной форме. Дайте совет в виде при­мера, используйте имеющийся положительный опыт, но при этом оставьте родителям поле для раздумий и сомнений. Если родители с вами не согласны, спорят, не раздражайтесь, не выражайте не­терпения, проявите осмотрительность, осторожность в своих выс­казываниях, иначе вы надолго (если не навсегда) потеряете и этих родителей, и вашего ученика.

Бывают ситуации, когда родители устраняются от воспитания детей, оказывают разлагающее, вредное воздействие на их физи­ческое и нравственное здоровье. Там, где меры убеждений бессиль­ны, их нужно подкреплять конкретными действиями, призывая на помощь силу закона.

В случае, когда учителя и родители довольны друг другом, ре­бенок хорошо учится и хорошо себя ведет. Такие семьи тоже нельзя

оставлять без внимания, так как у прилежных детей очень часты пе­регрузки внешкольными занятиями, имеют место недооценка фи­зического воспитания, освобождение от домашних дел, что приво­дит к определенной ущербности воспитания. Задача учителя - деликатно помочь выправить положение.

Многие родители склонны хвалить педагога. Похвала может быть заслуженной и всегда приятной. Но и здесь надо проявить ос­торожность. Если принимать все комплименты всерьез, может при­тупиться бдительность к собственным недостаткам и недостаткам тех, кто хвалит.

Деловые взаимоотношения учителей с родителями учащихся не складываются автоматически, сами собой. Они всегда - резуль­тат сознательной, целенаправленной, творческой работы самого учителя, его желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с интересными, эру­дированными собеседниками. Разнообразные формы контакта с родителями - показатель педагогической культуры учителя. Как правило, в общении с родителями у педагога нет выбора: хочу - общаюсь, хочу - нет. Во имя благополучия ученика, его психоло­гической комфортности, этот выбор предстает для учителя одно­значным, и здесь без искусства человеческого общения не обой­тись.

Культура взаимоотношений учителя с учениками как основа воспитания

Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным.

Л. Н.Толстой

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много нео­жиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера (от спокойного в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом), перепады в настроении (от легкости и свободы до резкости и раздражительности), не поддающиеся сию­минутному анализу, не дают учителю возможности самоуспокаи­ваться даже при видимом благополучном общении с учащимися,

ибо в каждом конкретном случае педагог должен найти единственно правильное направление общения.

Социально-психологическая характеристика личности подро­стка (с учетом некоторых возрастных вариаций) довольно опреде­ленна. Подросток формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускоренное физиологическое взросление, значительная ин­формированность, достаточно высокая материальная обеспечен­ность родителей, малодетные семьи, высокий образовательный уровень родителей) на жизни подростков сказались во многом от­рицательно, так как у большей части школьников гражданское ста­новление происходит со значительным опозданием, для них харак­терны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.

Изменение общественных отношений в нашей стране поста­вило перед учителем новые проблемы.

Начавшиеся демократизация, гласность, вхождение в рынок, расслоение общества и другие социальные процессы значительно влияют на семью и, следовательно, на детей. Изменение отноше­ний сломало устоявшиеся пропагандистские школьные догмы, раз­венчало былые авторитеты, но не сформировало новой модели об­щественного строя, новой модели человека, новой модели ученика, выпускника. Зато все это отразилось на мировоззрении, мироощу­щении школьника, подростка. Их поведение в школе, на улице, дома, взаимоотношения со взрослыми стали свободными, порой даже излишне раскованными.

Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть пре­дельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от учителя в общении со своими пи­томцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное - понимания того, что и почему происходит с его подо­печными.

Общение учителя со своими учениками представляв г собой це­почку взаимосвязанных и взаимообусловленных, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Особую роль в этой цепочке имеет преподаваемый учителем учебный предмет.

Любой предмет содержит определенные основания для воспи­тательного воздействия, но чтобы содержание урока могло вылить­ся в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, не-

обходима постоянная работа над качеством преподавания. Процесс овладения предметом и расположение к учителю, преподающему этот предмет, имеют одно общее основание - интерес к общению.

Интерес - это всегда направленность и сосредоточение наше­го ума, чувств на чем-то определенном, значимом для нас. Инте­ресно все то, что возбуждает, действует на наш интеллект и чув­ство, захватывает воображение. Интересным может быть все таинственное, загадочное, неведомое, все, что выходит за рамки обычного. Любой учебный предмет будет увлекательным, если бу­дут интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Для этой цели необходимо так строить процесс общения в преподавании учебного курса, чтобы в нем было как можно больше поисковых ситуаций, в которых обязательно присутствуют необычные, ори­гинальные примеры, вопросы, задания.

Процесс учебы станет для ребят привлекательным, если учи­тель будет использовать дискуссионно представленные гипотезы, контрастные предположения, фантазии, сказки, были, легенды, разные варианты прочтения материала (там, где это возможно).

Методическое обеспечение преподавания по формированию интереса к изучаемому предмету невозможно без знания некото­рых особенностей психологии общения на уроке.

Урок - это передача информации (знаний) и одновременно с этим - преломление данной информации под углом воспитатель­ного воздействия на учащихся. Нет информации, которая не имела бы смысловой нагрузки для практики, не несла бы воспитатель­ных функций. Например, математика или черчение подчиняют внимание обучающихся логической красоте, будят и развивают мысль, тренируют ум, прививают чувство прекрасного, соразмер­ного, гармоничного, формируют аккуратность и четкость.

Воспитательные возможности уроков литературы, истории, об­ществоведения очевидны.

Содержание науки - это та информация, которую учитель со­общает детям через общение с ними на уроке. Привычка трудиться Даже тогда, когда и неинтересно, и трудно, свойственна лишь взрос­лым. Для поддержания интереса учащихся к уроку педагог должен заботиться о разнообразии формы занятий (лекции, семинары, Диспуты, пресс-конференции, экскурсии, практикумы, зачеты, Конкурсы, деловые игры - все, что можно найти в жизни, в многообразных формах взаимоотношения людей). Очень важно, что бы урок всегда нес в себе творческое начало.

Урок - это прежде всего деловое общение учителя с классом как коллективом, где должна создаваться общая, единая для всех (и учителя, и учеников) атмосфера совместного поиска, работы, где должен возникать азарт совместных усилий. Но урок должен быть и деловым общением учителя с каждым учеником или неболь­шой группой школьников отдельно.

Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех уче­ников, - задача очень трудная. Она реализуется прежде всего на лабораторных или практических работах, но такая форма общения возможна и на других типах уроков, и к ней надо стремиться.

В организации делового общения на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача пе­дагога - определить тот порог, за которым проверенные идеи, спра­ведливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников, и даже самые благие намерения учителя вызывают апатию или даже противодействие.

Апатия и противодействие возникают и там, где много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, изложение страдает сухостью и схематизмом.

Быстро надоедает то, что чрезмерно упрощается, разжевыва­ется, неоднократно повторяется.

Хотелось бы напомнить, что, по данным психологии, в памя­ти человека остаются приблизительно 10% из того, что он слышал, 50% - из того, что видел, и 90% из того, что он делал.

Интерес как относительно устойчивая концентрация внима­ния на чем-либо необходимом для человека в каждый момент, как правило, вызывает и поддерживает все то, что эмоционально воз­буждает и требует воображения, мыслительного напряжения. Если учитель подает материал бесстрастно, неэмоционально, однообраз­но, то никакая новизна информации не спасет урок. На помощь методике проведения урока учитель привлекает тщательно продуман­ ную организацию общения. Формы общения необходимо разнооб­разить.

Жесткая схема «опрос - объяснение нового - закрепление», непрерывное (педантичное) повторение одного и того же, отсутствие собственных мыслей или, наоборот, их избыток, когда требуется слишком большое напряжение ума, порождают скуку и инерцию мышления. В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу уместно использовать разнообразные игры, диафильмы, слайды, книги - в общем все то, что оживляет обще-

ние на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Не сле­дует перегружать урок, так как интенсивность ведет к усталости, но урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжи­тельного безделья - дети постоянно должны быть заняты. Надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внима­ние любой аудитории снижается. Мозг хочет отдохнуть от строго логического, поэтому должны использоваться различные приемы активизации мышления: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рису­нок, музыка и т. п. Подбор этих приемов должен быть произведен заранее, они должны быть хорошо увязаны с темой.

Для аудитории школьников, в отличие от взрослых, не так уж важно, какова на уроке прибавка знаний, но и здесь следует по­мнить, что введение нового материала должно быть постепенным щ последовательным, ибо необходимо учитывать и привычную лень, и психологический барьер новизны. Опытные педагоги при подаче нового материала одновременно осуществляют и повторе­ние. Переход от одного вида работы к другому не должен быть рез­ким, чтобы исключить угрозу «двойки» за невнимательность.

Очень важно определить и удержать оптимальный темп обще­ния. Учителю следует помнить, что умело заданный темп и его пе­реходы (от предельно быстрого, как в шахматном блицтурнире, до замедленного, с паузами, расстановками) в общении во многом способствуют превращению неинтересного в интересное.

Интерес в значительной мере формируется и закрепляется благодаря самостоятельному действию, активному отношению к предмету интереса, перенесению его в сферу конкретных обыден­ных дел, повседневных обязанностей школьника, его родных, знакомых. Например, рассчитать стоимость потребительской кор­зины для семьи, стоимость расхода материалов для ремонта квар­тиры, класса, школы и т. д.

Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая, игра (пресс-; конференция, симпозиум, консультация). В такой игре, предлага­емой и организуемой учителем, школьники имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводятся действия и отношения, которые складываются в реальных жизнен­ных ситуациях.

В таких играх преследуются самые разнообразные цели, но прежде всего осуществляется формирование позитивных устано­вок на овладение и практическую проверку знаний учеников, вы-

работку определенных умений и навыков. Игры необычайно ожив­ляют урок именно как вид общения. В них осуществляется психи­ческая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучше­нию психологического климата в коллективе; формируется дух состязательности и взаимопомощи, взаимоподдержки. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания усваиваются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления. Такие игры:

    включают в работу практически весь класс;

    дают возможность каждому попробовать себя в разных ро­лях;

    могут быть проведены как устно, так и письменно;

    могут быть перенесены на другой урок;

    оставлены для домашнего задания и т. п. Кроме того, игровые ситуации:

    развивают сам процесс общения;

    вносят в него импровизацию;

    развивают воображение, смекалку;

    дают возможность проявления творчества;

    раскрывают индивидуальность.

В целях успешного проведения учебной игры учителю необхо­димо следовать одному существенному правилу: вопросы и все то, что образует само содержание, условия игры должны быть реальны­ ми, максимально приближенными к конкретной жизненной ситу­ации, т. е. необходимо сохранить логику существования предмет­ной области игры, обеспечить определенную степень свободы для игроков (иначе игра для них не будет игрой). В каждой игре долж­ны соблюдаться условия: она должна быть стройной, убедитель­ной, непротиворечивой и обязательно привлекательной.

Нельзя забывать о наглядных и технических средствах обуче­ния, которые активизируют внимание на уроке, способствуют за­поминанию учебного материала и выполняют функции регуляции и варьирования рассуждений учителя. Но следует помнить, что во всем должна быть мера.

Учитель должен вовремя начинать урок и заканчивать его. Со­блюдение этого условия заметно сказывается на отношении уча­щихся к педагогу. Точность - вежливость не только королей, но гораздо в большей степени - воспитателей. Интерес должен обя­зательно стимулироваться, поддерживаться, т. е. развиваться. У

учителя большой арсенал поддержки интереса, в котором особую роль играет отметка.

Отметка - важный инструмент, с помощью которого осуще­ствляется измерение знаний школьника; это стимул, фиксирую­щий его отношение к преподаваемому предмету, это важнейший фактор, влияющий на отношения родителей с вашим учеником и вами, на отношения его с другими ребятами, ибо она может воз­действовать на его престиж во внеклассных ситуациях. Выставле­ние оценки - дело весьма деликатное. Нельзя спешить ставить плохую оценку, необходимо разобраться в причинах неподготов­ленного задания, необходимо быть очень внимательным даже к весьма робким успехам, не ущемлять самолюбие учащегося. Надо учиться не бояться хвалить подростка, одобрять, поддерживать.

Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чув­ство доверия. Слова одобрения усиливают чувство собственного до­стоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доб­роту. Суждения и оценки должны быть справедливыми и как можно более точными.

Поощрения и наказания действуют тогда, когда они определе­ны, связаны с конкретным случаем, ситуацией. Следует избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, плохо себя ведешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать расположение к человеку, который его унизил, оскорбил.

Порицание необходимо соотносить с индивидуальными осо­бенностями ученика. Для одного достаточно укоризненного взгляда, а для другого даже приглашение родителей может не иметь никакого эффекта. У подростка всегда есть некоторая эталонная группа (друзья, знакомые, чьим мнением он дорожит). При выборе наказания необходимо исходить из установок этой эталонной группы или характеристик личного самомнения ученика в том случае, если общественно-психологическая среда не солидаризируется с его проступком. И, конечно же, ни в коем случае нельзя подчеркивать недостатки характера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо подросток и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Опыт показывает, что подростки всегда обладают рядом достоинств. Слабо успевая по математике физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своем ученике и не столько его наказывать, сколько I противопоставить проступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойствен ему как спортсмену, музыканту, худож-

нику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло (без нарочитости). Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему.

Форму и место осуществления наказания (индивидуально или гласно) учитель выбирает в зависимости от характера наказания и личности наказуемого.

Гласные формы, конечно же, нужны, но лучше все же дисцип­линирующие меры воздействия проводить индивидуально, с глазу на глаз. На прямые упреки, выговоры в присутствии других учени­ков чаще всего бывает обратная, нежелательная реакция - грубость, вызывающее поведение.

Если вас не устраивает поведение учащегося, не торопитесь с выводами и наказанием, дайте возможность ученику самостоятель­но прочувствовать его изъяны. Если все же появилась необходи­мость сделать замечание на уроке, используйте шутку, иронию, сар­казм, розыгрыш.

На старшеклассников весьма удачно порой действуют замеча­ния, поданные в виде афоризма, высказываний, изречений, взя­тых из литературных произведений, фольклора: и учитель не раз­дражается, и для класса разрядка. Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некото­рую «боязнь» - кому хочется попасть на язык остроумному учите­лю? Учитель должен много читать, иметь большой запас афориз­мов, чтобы они не повторялись.

Максимальная требовательность, принципиальность и после­довательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, мобилизуют всех учеников на выполнение задач обучения.

Требовательность учителя на уроке должна исходить из прави­ла: на занятиях нет мелочей - все важно, все подчинено работе. Без внешнего порядка нет класса, коллектива, определенных правил работы. Учитель не должен забывать о социально-психологичес­кой закономерности: внешнее становится внутренним. Поэтому очень важно:

    как учитель заходит в класс;

    как здоровается;

    как определяет готовность учащихся к уроку;

когда позволяет сесть и начать работу.

    требовательность не должна превращаться в мелочную при­дирчивость;

    манера выражения требований учителя должна быть дос­тойной и тактичной;

    требование должно быть лаконичным, предельно четким, последовательным, причем следует соблюдать единство требований от урока к уроку;

    эффектны требования в виде предложений, просьб («Не могли бы вы...»).

Если вас не понимают, объяснять свои претензии и требова­ния надо всегда подробно, почему так, а не иначе, для чего это нуж­но. Это приучает к вдумчивости, осознанности.

В общении с классом, группой учащихся часто возникают си­туации, которые как бы специально испытывают учителя на сдер­жанность, терпение, умение владеть собой. Вспыльчивость может помочь, но победа будет достигнута тяжелой ценой. «Крик - са­мый верный признак отсутствия культуры человеческих отноше­ний», - писал В. А. Сухомлинский.

Сдержанность - существенно важное психологическое свой­ство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержан­ность предполагает нейтрализацию эмоций и чувств (гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение). Если такие эмоции овладе­вают сознанием, они отравляют ум, вызывают психозы, неврозы и Другие сопутствующие им состояния и болезни.

Чтобы избавиться от душевной напряженности, надо изменить отношение к предметам, людям, ситуациям, которые вызывают бес­покойство. Нужно изначально разрушить старую и создать новую пси­хологическую установку.

Установка - это относительно устойчивая система представ­лений (и связанных с ними эмоционально-чувственных состояний) о каком-либо объекте, предрасполагающая к определенному реа­гированию. Другими словами, социальная установка - это всегда готовность, предрасположенность действовать определенным об­разом. Смена установок выступает мощным средством психологической нейтрализации нежелательных, отрицательных эмоций (рис. 7).

Рис. 7. Смена установок в ситуации, когда ученик мешает вести урок

Управление эмоционально-волевой сферой - это умение за­ранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, ис­ключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрица­тельного в положительное.

На формирование установок влияют механизмы внушения и убеждения. Для закрепления той или иной установки необходимо новую информацию всякий раз ставить в связь с уже имеющейся. Большое значение в формировании установки, как и общения в целом, имеет настроение.

Настроение как устойчивое эмоциональное состояние, как не­которая направленность чувств играет важную роль в процессе де­ятельности. Настроение имеет разную динамику, проявляется ин-дивидуализированно, зависит от многих факторов (состояния здоровья, сна, питания, погоды, обстановки, темперамента чело­века); обусловливается конкретной ситуацией, средой, взаимоот­ношениями друг с другом; изменяется благодаря смене установки.

Учитель должен следить за своим настроением. Ребята, как и взрослые, более всего тянутся к людям, которым свойственно по­вышенное, веселое, жизнерадостное настроение, их сковывает на­строение грусти, подавленности взрослых. Учителю неплохо овла­деть искусством перевоплощения, чтобы не приносить в школу настроение, возникшее в результате неудовлетворения каких-то запросов и стремлений.

Для оптимизации общения необходимо следить и за настрое­нием ребят на уроке, перемене, экскурсии. Ученика с понижен­ным настроением лучше меньше беспокоить, деликатно выяснить причины и сделать все возможное, чтобы успокоить и оказать ре­альную помощь.

Важнейшим видом профессионального общения учителя на­ряду с уроком является внеклассное мероприятие - вечер, экскурсия, культпоход, классный час и прочее. Эти виды общения не дол­жны напоминать урок, воспитательные усилия этих видов общений должны быть «скрыты», их не должны обнаружить учащиеся, они

должны стать формой общения самих учащихся. Учитель не само­устраняется из этих видов общения, но его решающая, ведущая роль становится как бы «теневой». Оптимальная психологическая ситуа­ция - учитель не ощущает разницы в годах, настроен на ту же волну событий, живет только ею.

При проведении внеклассных мероприятий может использо­вать социально-психологические механизмы (заражение и внуше­ние) и такие приемы, как таинственность, ожидание сюрприза, броское, яркое объявление, продуманная методика проведения (музыка, плакат, картина, стенгазета, стенд, чаепитие). Меропри­ятие должно носить характер импровизации. Надо ребятам предо­ставить возможность самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу, заранее не предрекать неудачу.

В педагогическом общении часто возникают ситуации, когда независимо от учителя складывается стереотип отношения к тому или иному классу или ученику. В повседневной жизни мы склон­ны отличать того или иного человека, искать или проявлять друж­бу, любовь, симпатию.

В профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримое проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Это сложная задача - относиться ровно ко всем и вместе с тем удов­летворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно, видеть индивидуальные особенности своих учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.

Индивидуальное общение (школьное или внешкольное) учителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Наиболее часто практикуемые формы общения: беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке, индивидуальная консультация, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Наиболее традиционная фор­ма - беседа, в которой вполне справедливо высказываются претензии и пожелания учителя к тому или иному ученику, но они, как правило, не оставляют заметного следа в душе ребенка, только чувство боязни наказания на какое-то время делает его формально послушным. Недоброжелательно проведенная беседа может привести к конфликтным ситуациям, обиде, озлоблению.

Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и по­вой даже необходима, но, естественно, учитель должен проявить особую осмотрительность:

    наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени;

    необходимо помнить о ранжировании наказания.

Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.

Предварительно неплохо было бы посоветоваться с классом или друзьями провинившегося («Как бы вы поступили на моем месте?»). Беседу можно проводить в школе, но лучше посетить дом своего ученика, предварительно предупредив родителей о том, что визит имеет сугубо контрольную функцию.

Беседы проводятся не только из-за плохой успеваемости и дис­циплины, но и для закрепления дружеских отношений, пробужде­ния любознательности, откровенности, но в этом случае остере­гайтесь неискренности, которую подросток чутко распознает и замкнется.

В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом все­гда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все наносное, что мешает проявить себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способ­ствующий формированию доверительных межличностных отноше­ний.

Нелишне помнить:

    информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;

    не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые лю­бят посудачить за спиной своих товарищей.

Важным психологическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Пого­ди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуждению и поте­ре любознательности. Если уж действительно некогда, нужна пси­хологическая реабилитация вашего поведения.

Индивидуальная беседа не должна строиться по принципу: во­прос - ответ. Это разговор, в котором надо:

    уметь слушать и слышать;

    не бояться признания своей неправоты;

уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;

Не навязывать свою позицию, лучше убедить, подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай

В разговоре можно использовать факты из своей биографии, сво­его опыта, мнения друзей, знакомых. Это поднимает интерес к лич­ности учителя, показывает доверительность, но... пользуйтесь этим приемом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в подобных ситуациях, не пе­реоценивайте свой прошлый опыт. Следует помнить, что новые ус­ ловия и ситуации выдвигают иные критерии и другие оценки.

Следует обратить внимание на очевидное в последнее время нежелание детей идти за советом или вообще с какими-то своими проблемами к учителю. Учитель перестал быть авторитетом для ро­дителей и учеников. Причин много, как объективных, так и субъек­тивных, и задача сегодняшнего дня - развивать применительно к нашей действительности демократический, доброжелательный стиль общения - как диалог равных по своим изначальным усло­виям и принципам организации участников.

Сегодня власть учителя проявляется во взвешенном, доказа­тельном и квалифицированном суждении; авторитет - в знаниях и опыте. Инициатива в поисках контакта с учениками должна ис­ходить от учителя. И пусть не обескуражит педагога отсутствие мгновенно последующего результата таких попыток. Только неус­танная затрата душевных сил, неформальное упорство, настойчи­вость духовных исканий учителя смогут «созидать сердце ребен­ка».

Особое, напряженное общение складывается у учителя с «труд­ными» учениками, у которых с детства произошло смещение шкалы ценностей. Залогом успешной работы общения с «трудными» является постоянный объективный и самокритичный анализ своих взаимоотношений с воспитуемыми. Надо постоянно «проигры­вать» варианты бесед, встреч, разговоров, искать и находить союзников и реальных помощников в борьбе за душу ребенка. И, конечно, самое главное - это коллектив, сплоченный для умной, яркой школьной работы; а в таком коллективе всегда найдется спо­соб воздействия на каждого ученика.

Большую помощь в общении с детьми могут оказать школь­ные психологи. В наши дни трудно найти городскую школу, где не было бы такого специалиста. С открытием в ряде педагогических университетов факультетов школьной психологии появилась надежда укомплектовать такими специалистами и сельские учебные

заведения. Психолог должен иметь представление о статусной структуре каждого класса, уровне благополучия взаимоотношений в классных коллективах, уровне самооценки учащихся. Если же должность психолога в школе отсутствует, несложные социомет­рические исследования в состоянии выполнить каждый классный руководитель. Такой анализ психологического климата в классе может быть прекрасной базой для формирования отношений пе­дагога со всеми учащимися, в том числе и с «трудными».

Тема: ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

ПЛАН

    Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

    Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

    Проведение беседы учителем по инициативе родителей.

    Психологические основы проведения родительского собрания.

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.

Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за нею. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

Контакт между учителем и родителями возможен тог да, когда и те и другие осознают, что у них общая цель хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и роди гели.

Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления кон тактов с семьей.

Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровни их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило . Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Индивидуальное общение.

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

    цель;

    манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Может быть, два варианта такого общения:

    1. по инициативе учителя;

      по инициативе родителей.

2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

    Постановка психологической цели.

Что я хочу от родителей? Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельности.

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствую о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияю, на общение учителя и семьи.

    Организация начала диалога..

I Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним, но имени-отчеству.

    Установление согласия на контакт то означает, что учитель обязательно обговариваем время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

    Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель за ученическим.

Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю, я ребенка , вижу в нем и положи тельные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, по и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но...» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факт о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ, о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, организованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Пено, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «я не могу понять...», «Меня беспокоит...», «Я хочу понять, что стоит за этим...».

Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын» т, е. противопоставлять себя и родителей.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для того педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств, но поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды па...», «Меня удивило...», «Я огорчена...» и т.д. Выполнение этого условия" предотвращаем возникновение конфликта при разнице во мнениях, и способствует взаимопониманию споров.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени - отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

3. Проведение беседы учи гелем по инициативе родителей.

/. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избегания диалога следует сообщить ей, ч то он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в минут. Если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря па неблагополучные обстоятельства.

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что па самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться" понять, ч то же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь, попять Вас...», «Давайте вместе разберемся» - придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы па деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе учителя.

4. Психологические основы проведения родительского собрания.

Почти всегда цель родительского собрания информирование родителей. Следовательно, педагог выступает па собрании в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. По это только на первый взгляд. Учить и информировать задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.

Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает, подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в" которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. Л это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.

Начало разговора.

    Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.

    Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2 3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

    Если это ваша первая встреча - правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

    Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. *

Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

    Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.

    Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

    Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, что на все вопросы, которые буду! заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?

    Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.

Ни в коем случае не за столом! то такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.

    Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.

    Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым нартам или рядам стульев.

    При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

    Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:

    повторение последних слов,

    Следите за паузами: они должны быть!

Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а с взрослыми людьми. Они умеют думать.

    Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.

При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.

    Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

    Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.

    Четко определите тему и придерживайтесь ее.

И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они, проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама