© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Занятия для детей 5-6 лет на развитие логического мышления, математических способностей, письма. Также это лучшее время для обучения чтению.
Заниматься с пятилетними детишками – одно удовольствие. И если до 5 лет ребенок еще сопротивлялся подготовке к школе, то с этого возраста – мечтает поскорее вырасти и стать учеником. Теперь открыты новые знания и умения, а зрелость психических функций позволяет довольно долго концентрироваться на задании.
На развивающих занятиях дети в возрасте 5-6 лет осваивают письмо, арифметические действия, учатся распознавать все звуки в словах. Также это лучшее время для обучения чтению, дошкольники с интересом изучают буквы и быстро схватывают принцип их слияния в слоги.
Однако весь обучающий процесс по-прежнему должен быть построен на игровой деятельности, а сами занятия отличаться разнообразием применяемых средств. В противном случае, «утомительные» уроки принесут лишь раздражение, и малыш потеряет интерес.
Задания для занятий с детьми 5-6 лет
К 5-6 годам дети накапливают уже достаточно большой багаж знаний и навыков. Вместе с возросшими интеллектуальными возможностями усложняются и задания.
Математические упражнения и задания
К данному возрасту ребёнок скорее всего уже считает до 10, знает основные фигуры и умеет их сравнивать.
Теперь будущему первокласснику нужно научиться оперировать числами до 10 (вычитать и складывать, постигать состав первого десятка), решать головоломки и задачки в одно действие, сравнивать множества (больше, равно, меньше). Кроме того, до школы нужно закрепить умение ориентироваться в пространстве, выучить прямой/обратный порядок числового ряда. Старшие дошкольники делят круг или квадрат на несколько равных частей, учатся писать цифры и арифметические знаки.
Старайтесь вовлекать малыша в обучение ненавязчиво. Например, пусть он сам отсыпает по рецепту в пирог 5 ложек сахара и разбивает 3 яйца. Или просите отсчитать деньги за проезд, сдачу, поделить пирог между членами семьи и т.д.
Помогут и настольные игры-ходилки, в которых количество ходов зависит от значения выпавших кубиков. Лучшие из них описаны в статье « ».
Задания на логику
Занимаясь подготовкой к школе, родителям нужно понимать, что главная их задача состоит не в том, что , считать и красиво писать. Этому их научат и в школе. Главной целью должно быть развитие психических процессов. С хорошо развитой памятью, вниманием и мышлением, маленький ученик всегда будет иметь успех в обучении. К тому же, развитие этих самых интеллектуальных способностей наиболее эффективно пока ребёнок маленький.
Что касается логического мышления, за шестой год малыши овладевают следующими умениями:
- делят предметы по группам, называя какой-нибудь признак;
- сочиняют рассказ по картинке или придумывают историю по началу;
- находят лишний предмет;
- выявляют закономерность и продолжают её.
Логические задания для детей 5 лет могут быть графические (найти похожее, раскрасить по образцу, пройти лабиринт, дорисовать, решить ребус), речевые (задачки на смекалку, загадки), головоломки. Все это можно найти в печатных развивающих пособиях и программах.
Тематические статьи:
Несколько примеров логических заданий.
Лягушка Жу присела на розовый листик. Лягушка ИА находится не на розовом, и не на голубом. Расположи лягушек правильно.
Или, задачка про закономерности. Необходимо подумать, что может быть пропущено. (В данном случае чередуются живые и неживые предметы).
Проверяем пространственное мышление. Какая из салфеток не приколота?
Способности к запоминанию у детей, как и у взрослых разные. Одно известно точно, память можно тренировать. Поэтому организовывая игры на развитие памяти, начинайте с малого – вначале предложите запомнить три объекта, потом больше. Как правило, в возрасте 5 лет малыш может воспроизвести 5-6 зрительных образов, 4-5 не связанных по смыслу слов, 3-4 цифры, повторить за взрослым 5-6 действий.
Задания для запоминания букв
В школе обучение грамоте происходит от звука к букве. Поэтому прежде чем приступить к изучению алфавита, нужно убедиться, что кроха хорошо различает звуки в слове, может построить звуковую схему слова.
Чтобы малыш быстрее запомнил графическое изображение буквы, её можно вылепить, придумать, на что она похожа, развесить карточки с буквами по комнате.
Если есть магнитные или деревянные буквы, их можно положить в мешочек и доставать наощупь. Также можно изготовить «рельефные» буквы, при помощи круп, стразов и бусинок.
Если ребёнок уже выучил буквы и умеет складывать слоги, можно поиграть со словами.
Например, прочитай слово по первым буквам.
Или подумать над таким заданием.
Разнообразят домашний урок грамоты и ребусы с буквами.
Развиваем речь
К 5 годам дошкольник должен уже чётко называть не только своё имя и фамилию, но и адрес, телефон, знать данные своих родителей. В целом речь 5-летнего ребёнка уже ничем не отличается от взрослой. Дошкольник правильно использует грамматические нормы, может вести беседу, строить рассуждения, задает вопросы.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется посредством скороговорок и артикуляционной гимнастики. Также помогут игры на определение позиций звуков в слове, складывание слов из звуков.
Например, родитель проговаривает слова, а ребёнок, услышав заранее обговоренный звук их «ловит» хлопками или прыжками.
Тематический материал:
В другом упражнении родитель кидает мяч и называет слог. Ребёнку нужно придумать на этот слог слово и кинуть мяч обратно.
Развитие деток 5-6 лет в режиме онлайн
Развиваться и обучаться дома поможет и компьютер. Сегодня доступно много образовательных сайтов и онлайн-платформ, которые бесплатно предлагают разнообразные задачки и игровые упражнения для детей.
Задания на них обычно дифференцируются на категории по возрасту и тематикам – логика, грамота, математический материал, расширение кругозора и др. Поэтому подобрать необходимые упражнения несложно.
К примеру, к разделу логика для 5 лет, можно отнести такую задачку с кругами Эйлера.
Если ответ правильный (в данном примере, «солнце»), ребёнка обязательно похвалит диктор. В случае ошибки можно узнать правильный ответ и объяснение. (Фонарь не теплый, цыплёнок неяркий).
Используя развивающие онлайн-упражнения для детей 5–6 лет, дозируйте время пребывания за компьютером. Если заметно, что внимание ученика рассеивается или решение затянулось, смените вид деятельности.
5-летние дети очень глубоко переживают свои неудачи. Поэтому, если что-то не получается, подбадривайте, предложите справиться с трудностями вместе! Так ребенок не потеряет веру в себя и будет открыт к новым знаниям!
Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.
1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.
В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:
Классифицировать предметы;
Сравнить предметы;
Устанавливать последовательность событий;
Тренировать память;
Делать выводы.
Длительность занятий - 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!
Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный - ...
большой - ...
веселый - ...
хороший - ...
горький - ...
широкий - ...
высокий - ...
добрый - ...
холодный - ...
умный - ...
быстрый - ...
2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
3) Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это...
Москва, Новгород, Санкт-Петербург - это...
Утро, вечер, день, ночь - это...
Катя, Миша, Петя, Ира - это...
Собака, кошка, мышка - это...
Ромашка, колокольчмк, роза - это...
А,Б,В,Г,Д - это...
4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет......... поезда.
Если сестра старше брата, то брат.......... сестры.
Если стол выше стула, то стул........ стола.
Если кошка больше мышки, то мышка....... кошки.
Если река шире ручья, то ручей........ реки.
5) Придумай правильную закономерность.
Птица - перья. Рыба - ......
Осень - дождь. Зима - ......
Человек - руки. Собака - ......
Утро - завтрак. Вечер - ......
Яблоко - фрукт. Помидор - ......
6) Что лишнее?
Кресло, стул, шкаф, телевизор.
Петух, павлин, ворона, бабочка.
Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
Солнце, лампа, люстра, фонарь.
7) Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто учит детей в школе?
Кто дрессирует животных?
8) Логические задачи.
Что длится длится: год или 12 месяцев?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки - яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
В первый класс дети 6-7 лет обычно приходят по-разному подготовленными. У кого-то есть определенные таланты, а кому-то развивающие занятия даются сложнее и все необходимые на будущее знания они приобретают непосредственно в школе.
Однако нужно понимать, что школьный материал усвоится намного лучше и быстрее, если ребенок будет на уроках чувствовать себя уверенно и будет подготовленным заранее. Но подготовка к школе – мероприятие длительное и начинать заниматься с детьми нужно уже двух лет в игровой форме для развития мыслительных процессов. А занятия с детьми 4-5 лет будут направлены уже на освоение основ математики, грамматики и других дисциплин.
Не нужно быть квалифицированным педагогом, чтобы в домашних условиях заниматься. Сегодня мы расскажем о рекомендуемых развивающих занятиях для детей 4 лет и старше и о том, как правильно их проводить дома.
Планирование и программа
Начиная с 2-3 лет, каждую игру или прогулку можно превращать в развивающее занятие. Но для родителей при такой форме обучения очень важно не упустить многих аспектов, поэтому все занятия нужно проводить по составленной программе.
Планировать обучающие занятия с детьми 4-5 лет рекомендуется на неделю вперед. Благодаря такому планированию вы сможете подготовить необходимые материалы для занятий и понимать, что ребенку более интересно, и какие стороны лучше всего развивать у малыша.
Как и в дошкольном упражнении, регулярные занятия с малышом нужно проводить по таким направлениям, как:
- логика и арифметика;
- развитие речи и грамотности;
- рисование, лепка, аппликация и конструирование;
- физические упражнения;
- занятия, помогающие развивать кругозор;
- литература.
Каждый из предметов нужно в программе равномерно распределить в течение недели в зависимости от того, что больше всего интересно малышу. Например, обучать его грамотности и буквам нужно лишь тогда, когда ребенок сам к этому готов. И это необязательно делать в 4-5 лет , возможно, раньше, а возможно, и позже.
Примерный план развивающих занятий может выглядеть следующим образом:
Как видите, такое планирование активности для детей 4-5 лет включает ежедневные занятия творчеством и физическим трудом. В период роста малыши должны максимально развивать координацию движения и выплескивать свою энергию, а также развивать воображение и моторику.
А вот включить все дисциплины в один день будет сложно. Дети в 4-5лет сильно устают , и перегружать их занятиями не стоит, даже если они им интересны.
Количество развивающих занятий моет быть разным, оно зависит не только от наклонностей вашего ребенка, но также и от графика. Так, после детского сада или развивающего центра успеть на дополнительные кружки возможно не всегда, да и не всегда у малышей остаются силы заниматься чем-то дома. Да и работа родителей тоже влияет на это, обычно занятия дома они проводят по выходным или вечерам.
Если малыш посещает какие-то специализированные кружки по определенным дисциплинам, то дома можно посвящать время материалу, который там изучался, чтобы закрепить пройденное.
Практические задания для детей 4-5 лет
Когда ребенку исполнилось 4 года, нужно работать над имеющимися у него навыками, а также над углублением знаний. Задания все время должны усложняться . Базовый перечень умений ребенка к пяти годам такой:
- умение правильно употреблять предлоги;
- понимать, где право, где лево, сзади и спереди;
- отличать понятия «много» и «мало», «больше» и «меньше»;
- называть существительные по числам;
- уметь считать до 10;
- иметь навык проведения карандашом линий, не отрывая его от бумаги.
Когда малыш умеет выполнять перечисленные действия, нельзя стоять на месте. Важно, чтобы занятия развивали малыша и были ему интересны, в противном же случае, он может потерять интерес к обучению.
Пособия и примеры
Что касается непосредственно самих практических заданий, то их в многочисленном количестве можно отыскать в специальных пособиях для детей.
Серии специальных пособий для детей содержат следующее:
- сюжетные визуальные материалы;
- игры с наклейками;
- задачи на развитие логического мышления малыша;
- задачи на развитие письменных навыков и многое другое.
Чтение и письмо
Если вы желаете, чтобы малыш еще до школы научился читать и писать, то возьмите специально разработанный букварь для дошкольников, где есть наглядный материал о слиянии букв в слоги, его методика вполне соответствует школьным программам.
Также используйте развивающие игры . Например, чтобы ребенок запоминал буквы и мог выделить в словах первый слог, предложите загадать любую букву и отыщите в букваре или на картинке предметы, начинающиеся на нее. Если навыки уже достаточно развиты, играть можно и на скорость, а также усложнить задание, чтобы найти слова с 2 буквами или определенной буквой в конце.
Другая игра для развития навыков – это приклеить карточки с буквами на бытовые предметы, в соответствии с тем, на какую букву они начинаются. Можно специально запутать буквы, чтобы ребенок нашел ошибку.
Карточки и другие наглядные материалы
Независимо от того, какую дисциплину вы изучаете с малышом, можно активно использовать карточки с разными упражнениями или картинками.
Так, если вы хотите научить малыша, где находится «право», а где «лево», то можно использовать специальный плакат с нарисованными ладонями или же картинки с обведенными изображениями в том или ином направлении.
А чтобы укрепить знание чисел и навыки счета, можно использовать раскраски, где требуется не только раскрасить рисунок, но также по порядку соединить точки, чтобы узнать, что изображено.
Благодаря сюжетным картинкам можно развивать и речь малыша. Например, задавать вопросы по ним или просить составить рассказы. С помощью парных карточек хорошо развивается логическое мышление, когда требуется найти к одному предмету другой, который с ним связан. Например, к картинке, где нарисована нога подойдет картинка с обувью, и т.д.
Тематические уроки и иностранные языки
Когда базовые навыки для своего возраста ребенок уже усвоил, то можно переходит к более серьезным занятиям. Например, можете проводить тематические занятия , которые помогут развить мыслительные процессы малыша и его кругозор. Тематики могут быть разными:
- космос;
- домашнее хозяйство;
- спорт;
- магазин игрушек и т.д.
Если речевые навыки малыша уже достаточно хороши, и он неплохо говорит на родном языке, то можете начинать с ним изучить иностранный язык. Это можно делать как дома, так и в специальных кружках, где обучение проходит в игровой форме.
Физическая активность для детей 4-5 лет
В таком возрасте обязательно наравне с интеллектуальным и творческим развитием, обязательно должно присутствовать и спортивное. И если у родителей нет возможности отдать малыша в спортивный кружок, то нужно заниматься дома. Рекомендуется следующее:
- игры с мячом (футбол, волейбол и прочее);
- утренняя зарядка;
- гимнастика;
- подвижные игры;
- танцы.
Естественно, что развитие у каждого малыша происходит по-разному, не ругайте ребенка, если вы видите, что что-то идет не по плану. Лучше всего предложите те игры , с помощью которых ребенок сможет развить те или иные навыки.
Заниматься дошкольным развитием и обучением малыша родители, конечно же, должны, это очень полезно. Однако превращать этот процесс в рутину или трудовую повинность категорически нельзя. Детям занятия должны нравиться, и они должны обучаться с удовольствием и вдохновением.
Задание 1
Сравни по величине
Измерь длину карандашей при помощи линейки. Какой из них самый длинный? Какой самый коротким? Покажи карандаши по порядку от самого длинного до самого короткого. Раскрась каждый карандаш своим цветом.
Задание 2
Подбери по форме
Найди подходящие заплатки к коврикам. Какой они формы (на какие геометрические фигуры похожи)?
Задание 3
Готовим руку к письму
Закончи узор и раскрась картинки
Задание 4
Цветная страничка
Какие цвета получатся при смешении красной и зеленой, синей и красной красок? Раскрась предметы в подходящие цвета.
Задание 5
Будь внимательным
Найди точно такого же гномика, как на картине
Задание 6
Запомни картинки
Зверята играют в футбол. Запомни, у кого какой номер. Смотри далее следующее задание.
Задание 7
Вспомни, какой номер был у каждого из зверят. См. предыдущее задание
Задание 8
Пройди по дорожке
Пройди по дорожкам, не выходя за края и не отрывая карандаш от бумаги.
Задание 9
Как составлено число 10? Назови все варианты.
Задание 10
Подбери заплатки к коврикам. Объясни, почему подходят именно эти заплатки.
Задание 11
В пустых квадратиках нарисуй точно такие же фигуры.
Задание 12
Сравни по величине
Какая кукла самая высокая, а какая самая низкая? Какая кроватка самая длинная, а какая самая короткая? Подбери каждый кукле подходящую кроватку.
Задание 13
Нарисуй в пустых клеточках точно такие же фигурки. Из каких геометрических фигур они состоят?
Задание 14
Готовим руку к письму
Закончи узор и раскрась картинку
Задание 15
Цветная страничка
Какие цвета получатся при смешении красной и белой, белой и черной красок? Раскрась предметы в подходящие цвета.
Задание 16
Будь внимательным
Найди на полках игрушки, которые нарисованы внизу в рамках.
Задание 17
Пройди по дорожке
Помоги насекомым добраться до цветков.
Задание 18
Весёлый счёт
Расскажи, как составлены. Например: 8 состоит из 6 белых кружочков и двух чёрных.
Задание 19
Задачки для ума
Что было сначала, а что потом? Покажи картинки в правильном порядке. Придумай рассказ по картинкам.
Задание 20
Дорисуй картинки и раскрась их.